Ездили вчера на экскурсию по литературным местам и памятникам Карельского перешейка.
Небольшой отчет.
Двигались так: Петроградская сторона - окрестность "Черной речки" - ул. Савушкина - Лахта - Ольгино - Лисий Нос - Александрово - Сестрорецк - Репино - Комарово и назад.
Петроградская сторона и около:
Раньше (в начале XX века) Карповка считалась северной границей города.
Сейчас это практически центр:
Дальше мы через Кантемировский мост перебрались на Выборгскую набережную и направились на запад по Приморскому проспекту.
В первую очередь следует заметить, что
Черная речка сама по себе знаменита как место гибели А.С. Пушкина: именно неподалеку от нее в 1837 году был смертельно ранен поэт.
Окрестность станции метро "Черная речка" в то время была известна не только потому, что многие предпочитали там строить/покупать/снимать дачи, ибо природа этому способствовала (напротив набережной - зеленые Крестовский и Елагин острова), но также потому, что рестораны в этом районе были открыты круглосуточно, в отличие от центра.
Н. Агнивцев "В 5 часов утра""- "Мой Бог, вот скука!.. Даже странно,
Какая серая судьба:
Все тот же завтрак у "Контана",
Все тот же ужин у "Кюба"!..
И каждой ночью, час от часа,
В "Крестовском," в "Буффе," у "Родэ"
Одни и те же ананасы,
Одн и те же декольте!..
В балете же тоска такая,
Что хоть святых вон выноси! ..
Все та-же Павлова 2-ая,
Et voila! Et voici!..
Цыгане воют, как гиены,
И пьют, как 32 быка!..
В Английском клубе - неизменно -
Тоска и бридж! Бридж и тоска!..
И, вообще, нелепо-странно
Жить в этом худшем из веков,
Когда, представьте, рестораны
Открыты лишь до трех часов!..
Едва-едва успел одеться, -
Уже, пожалте, спать пора!..
И некуда гусару дeться
Всего лишь в 5 часов утра!..
Гусар слезу крюшона вытер,
Одернул с сердцем рукава
И молвил вслух: - "Проклятый Питер!"
- "Шофер, на острова!" ..."
Николай Агнивцев "В 5 часов утра"В районе Черной речки в то время располагался знаменитый ресторан "Вилла Родэ", был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали известные артисты (Н. В. Дулькевич, А. И. Мозжухин и др.). Также там любили отдыхать литераторы. Александр Блок именно "Виллу Родэ" упоминает в своем стихотворении "В ресторане":
А.Блок "В ресторане""Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.еще многоПозже мы выехали на улицу Савушкина.
Изначально это была болотистая местность, и для того, чтобы построить район, участок осушили и подняли на три метра. Сейчас район заполнен новостройками-высотками.
Если проезжать по улице Савушкина, то можно заметить непримечательную скульптуру "Девушка с букетом" (также известная как "Девушка с приветом).
(Я не знаю, как фотограф смог так заснять скульптуру. Когда мы проезжали мимо, она была наполовину скрыта рядом растущими деревьями)
Этот памятник в XX веке находился на городской черте и приветствовал всех, кто с севера и северо-запада приезжал в город.
Лахта:
Из Лахты был привезен Гром-камень, впоследствии ставший постаментом для памятника "Медный всадник". Примечательно, что мы можем видеть лишь часть камня - две трети этого булыжника скрыто под землей.
"Перевозка камня-грома в присутствии Екатерины II". Гравюра И. Ф. Шлея с рис. Ю. М. Фельтена. 1770.
Памятник императору Петру I («Медный всадник»).
Для того чтобы эту глыбу поместить на баржу, эту баржу вначале затопили, потом сбросили в воду камень (вода несколько смягчила падение), а потом выкачали воду.
Ольгино:
До Октябрьского переворота здесь было селение Верпелева. С 1845 года им, а также побережьем Финского залива от Лахты до Лисьего Носа владели представители древнего графского рода Стенбок-Ферморов. Последний владелец - граф Александр Владимирович Стенбок-Фермор - поделил земли вокруг Лахты на отдельные участки с намерением выгодно распродать их под дачи. Так возник поселок Ольгино (А.В. Стенбок-Фермор назвал этот поселок в честь своей жены Ольги Платоновны).
Интересный факт: в 1922 году здесь были найдены кремневые орудия и обнаружена стоянка доисторического человека
На даче по адресу Лесная ул., 23 проживал К. И. Чуковский. Здесь он закончил «Тараканище».
Лисий Нос:
Поселок был назван так по форме мыса, на кот. он расположен.
В XX веке Лисий Нос называли "лобным местом русской революции", потому как он являлся местом казни революционеров. Эта трагическая особенность местности фигурирует у Андреева в "Рассказе о семи повешенных".
Александрово:
Поселок был назван графом Александром Владимировичем Стенбок-Фермор в честь самого себя, ибо поселок ему принадлежал в то время.
Сестрорецк:
В Сестрорецке на своей даче (Полевая ул., 14-а) жил М.М.Зощенко. Его часто посещал К.И. Чуковский. После смерти М.М.Зощенко был похоронен на Сестрорецком кладбище.
Памятник на могиле Зощенко
В Сестрорецке Максим Горький в 1904 году пишет пьесу «Дачники»
В Сестрорецке, а точнее в Сестрорецком курорте, отдыхал А.А.Блок. Он писал о том, что, несмотря на то, что окна его комнаты (а жил он на третьем этаже) были больше дверей, из-за мелкого переплета создавали ассоциации с тюремной решеткой.
А.А.Блок жил на третьем этаже. Его комната располагалась по центру, и окна выходили на расположенный рядом парк.
Пляж напротив Сестрорецкого курорта:
Раньше здесь была галерея, скрытая со стороны моря, чтобы отдыхающие могли прогуливаться на побережье и не бояться сильного ветра. Во время Второй Мировой войны галерея была разрушена.
Репино:
Ранее нынешний поселок Репино носил финское название Куоккала (Kuokkala).
Здесь провел последние тридцать лет жизни И. Е. Репин.
Пенаты Репина. Художник предпочитал творить на втором этаже, где было достаточно солнечного света.
Пенаты Репина. Летняя веранда.
Репин настолько любил гулять в саду, что построил лестницу, ведущую с крыши через балкон спальни вниз.
Беседка "Храм Озириса и Изиды". Эта беседка была чаще всего площадкой для выступления музыкантов, и желающие насладиться музыкой под открытым небом собирались перед беседкой на специально выставленных по этому случаю скамьях. По воскресеньям пенаты были открыты для всех желающих, и жители поселка с нетерпением ждали конца недели, чтобы приобщиться к культуре.
Репин завещал похоронить себя на территории пенат, поставить простой деревянный православный крест и посадить на своей могиле дуб. Его сын не осмелился посадить дуб прямо на могиле, но посадил его рядом.
В 1906 году К. И.Чуковский приезжает в Репино, где сводит близкое знакомство с художником Ильей Репиным и писателем Короленко. Репин дарит ему дачу, которая впоследствии становится местом встреч писателей и поэтов и местом проведения литературных вечеров. Здесь, на даче Чуковского, В.В.Маяковский знакомится с Репиным.
Комарово:
Поселок «Комарово» связан с именем известной поэтессы Серебряного века Анной Ахматовой.
Анна Ахматова всю свою жизнь не имела собственного угла, жила в коммунальных квартирах. Даже дача в Комарово (улица Осипенко, 5) ей была дана Союзом Писателей. Дача была маленькая: жилая комната и веранда-кухня. Из-за скромного размера дачи Анна Ахматова прозвала ее «Зеленая будка»
В годы жизни Анны Ахматовой дача была в два раза меньше
В жилой комнате было странное сочетание роскоши и некоторого аскетизма: например, матрас вместо кровати и изящные кованые подсвечники.
На входной двери дачи Анны Ахматовой висела табличка: «Все, кто посещает Анну Ахматову, должен прогуляться с ней». Ахматова пережила 3 инфаркта и попросту боялась выходить гулять без сопровождения.
Анна Ахматова похоронена на Комаровском кладбище. На ее могиле установлен примечательный крест: сверху лик Христа, слева – образ солнца, справа – луны, как символы начала и конца жизни.
Когда бы вы ни пришли на могилу Анны Ахматовой, вы всегда увидите там цветы.